Николай Кузьмич Сологуб


Есть нечто столь же прекрас­ное, как великий человек,

— это человек чести.
А.Виньи


Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

П.Корнель


 

Н.К. Сологуб родился 20 апреля 1920 года на хуторе Красная Слободка Кущевского района Донского Округа Кубанско-Черноморской области РСФСР четвертым ребенком в семье мещанина города Ейска Кузьмы Федотовича Сологуба (1886 или 1887, станица Ново-Леушковская Ейского отдела Кубанской области - 19.09.1937, г. Кизел Пермской области) и его жены Марии Стефановны урожденной Вертиевой (1893, п. Слюсарев Ильинской волости Ростовского округа Области Войска Донского – 1982, пос.Некрасовский Московской области).


До июня 1931 г. Н.К. Сологуб помогал отцу заниматься сельским хозяйством, с июня 1931 по июль 1938 года в качестве члена семьи кулака 2-й категории находился вместе с родителями и братьями на спецпоселении в городе Кизеле  Пермской области, где работал с 1934 г. подсобным рабочим (ламповым) на шахтах треста «Кизелуголь» и лесорубом.


После окончания в 1938 г. с отличием школы капитальной шахты №2 Кизеловского района Свердловской области согласно действовавшего в то время  поставновления СНК и ЦК ВКП (б) СССР от 03.09.1935 Сологуб Н.К. без экзаменов был зачислен на I курс путейско-строительного факультета МИИТ им. И.В. Сталина, в 1940 г. был переведен на недавно открытый согласно личного распоряжения Л.М. Кагановича факультет путей сообщения, готовивший кандидатов на должности старшего и высшего состава НКПС.


В 1940-1945 гг. Сологуб Н.К. был комсомольцем, с 1945 по 1991 г. - членом ВКП (б) (КПСС).


В 1941-1943 гг. в числе студентов МИИТ, не подлежащих призыву в действующую армию, Сологуб Н.К. находился в эвакуации в Новосибирской области, где работал мастером на постройке Инского стрелочного завода.


В 1943-1944 гг. по путевке ЦК ВЛКСМ Сологуб Н.К. находился в должности мастера на восстановлении железнодорожной  сети города Сталинграда.


После защиты с оценкой "отлично" дипломной работы "Организация движения на линии. Этапность усиления провозной способности" в мае 1945 года Сологубу  Н.К. присваивается квалификация «инженер путей сообщения» по специальности «инженер путей сообщения». С июня того же года Сологуб Н. К. становится заместителем декана факультета движения, с сентября 1946 года совмещая административную работу с педагогической, являясь ассистентом кафедры «Организация движения поездов».


В апреле 1946 г. Сологубу Н.К. присвоенное персональное звание инженер-капитана службы движения МПС, в июне 1962 г. он был аттестован на звание инженер-капитана запаса ВС СССР (ВУС 3905), приказом МО СССР №232 от 01.09.1968 ему было присвоено звание инженер-майора запаса ВС СССР.


04 ноября 1947 года Сологуб Н.К. вступил в брак с Аделаидой Петровной Меркуловой (1926-2009), дочерью Петра Яковлевича и Клавдии Васильевны Меркуловых.


С октября 1951 г. по декабрь 1952 г. Сологуб Н.К. был прикомандирован к аспирантуре МИИТ для написания диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата технических наук.


После присуждения в 1952 г. ученой степени кандидата технических наук за успешную защиту диссертационной работы «Основы технологии грузовых (товарных) станций» Сологуб Н.К. был назначен заместителем декана строительного факультета, с сентября 1954 г. – штатным ассистентом кафедры «Общий курс железных дорог», с сентября 1956 г. – доцентом той же кафедры, с сентября 1960 г. – доцентом кафедры «Железнодорожные станции и узлы» МИИТ.


После защиты диссертационной работы «Грузовые станции транспортных узлов крупнейших городов» на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности "Эксплуатация железнодорожного транспорта" в декабре 1984 г. Сологуб Н.К. был избран профессором той же кафедры, каковым и являлся по момент смерти (27.01.1996 г.). 


Сологубом Н.К. был осуществлен значительный вклад в развитие советской инженерной науки в области железнодорожного транспорта, в т.ч. значительно развито учение о т.н. Единой транспортной системе СССР, разработано научное обоснование проблемы безопасности железнодорожных перевозок. Практическая реализация идей Н.К. Сологуба способствовала значительному повышению эффективности и прибыльности деятельности Московского транспортного узла, в первую очередь - Московской железной дороги (1970-1980 гг.)


Сологуб Н.К. похоронен на Ваганьковском кладбище города Москвы.

 

Правительственные и ведомственные награды.
 

  • Медаль «За оборону Москвы» (04.11.1944)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (09.1947)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (04.1948)
  • Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965)
  • Медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (18.12.1975)
  • Медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (05.05.1985)
  • Медаль «Пятьдесят лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (22.03.1995)
  • Медаль «Ветеран труда" (14.04.1987)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (01.04.1970)
  • Нагрудный знак МПС СССР «Отличный движенец» (04.1951)
  • Нагрудный знак КНК СССР «За активную работу в органах народного контроля СССР» (10.1969) 
  • Именные часы (награжден министром путей сообщения СССР) (10.1971)
  • Нагрудный знак МПС СССР «Почетному железнодорожнику» (10.1980)
  • Нагрудный знак МВССО СССР «За отличные успехи в области высшего образования СССР» (01.1987)

 

Профессиональные достижения.

  • Ученая степень кандидата технических наук (30.12.1952)
  • Ученая степень доктора технических наук (28.09.1984)
  • Научное звание доцента (15.04.1956),
  • Научное звание профессора (01.08.1986)
  • Более 50 лет непрерывного научного и педагогического стажа
  • Подготовлено и выпущено более 1000 инженеров, 20 кандидатов и докторов технических наук
  • Опубликовано более 130 научных печатных работ на русском и иностранных языках, в т.ч. 10 учебников, 10 брошюр, 5 монографий


Новости | Галерея | Карты | Об авторе | Ссылки
© Официальный сайт семьи Сологуб, 20082017. Копирование и использование материалов сайта возможно только после получения разрешения автора.
         

image.aspx_88_01